Поделись с друзьями
Сайт учителя информатики
Лозинского Дмитрия Болеславовича
Вторник, 26.11.2024, 22:45
Сайттың тараулары/
Меню сайта
Тараудың санаттары/
Категории раздела
Мои статьи [35]
E-mail:
Пароль:
Іздеу/Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

"Что такое хорошо, и что такое плохо?»
«БАЛҚАШ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БӨЛІМІ»
МЕМЛЕКЕТТІК МЕКЕМЕСІНІҢ «РУЧЕЕК» МЕКТЕП
ЖАСЫНА ДЕЙІНГІ БАЛАЛАРҒА АРНАЛҒАН МЕКЕМЕ»
КОММУНАЛДЫҚ МЕМЛЕКЕТТІК ҚАЗЫНЫЛЫҚ КӘСІПОРЫНЫ

КОМУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ
ПРЕДПРИЯТИЕ «ДЕТСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУЧЕЁК» ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ОТДЕЛ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАЛХАШ»»

Программа
вариативной части
детской опытно-исследовательской
деятельности кружка «Хочу все знать»

Старшая группа
на 2016-2017 учебный год

Воспитатель:
Дегтярёва Е. А . 1 категория


д/с « Ручеек»
г. Балхаш

Детская опытно-исследовательскаядеятельность

Пояснительная записка

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда маленький человечек начинает осознавать свое место в природе, то , что он является неотъемлемой частью природы. Поэтому главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте - это формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка.Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления

Связьдетской опытно-исследовательской работы
с другими видами деятельности

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребёнка предметов? Всё надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребёнка при лишении возможности загружать свою память различными новыми сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живёт и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно.

Причины возникновения, становления работы
Тема опытно- экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте была нами выбрана для изучения и внедрения опыта работы, проведение которого происходило поэтапно
Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми нами был проведен мониторинг по интегративным областям в начале учебного года в результате, которого были выявлены следующие данные:
* у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно - следственные связи рассматриваемого явления.
*Испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации.
Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.

Начало реализации кружковой работы

1.Изучили теоретические аспекты по данной проблеме в педагогике и дидактике
2. Разработали и провели диагностику детей , с целью в течении года фиксировать личностный рост и объем полученных умений у детей.
(Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности)
3.Выделили цели и задачи данного опыта работы, ожидаемые результаты.
4. Наметили основные формы работы с детьми .
5. Разработали перспективный план на учебный год в старшей гр., по внедрению в практическую повседневную деятельность детей непосредственно опытов и экспериментов
6.Разработали конспекты занятий с элементами экспериментирования
7. Обогатили предметно – развивающую среду для реализации на практике опытно – экспериментальной деятельности детей

Цели:
• Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
• Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
• Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Задачи:
• Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
• Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
• Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
• Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
• Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
• Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
• Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
• Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Этапы реализации проекта:
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана работы
Подбор необходимых материалов для творческой работы детей
Основной этап
Составление индивидуальных альбомов, макетов
Выполнение коллективной работы
Подведение итогов проекта
Создание мини-музея

Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
-проведение наблюдения
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.

Мы используем специальные коррекционные и игровые приёмы:
1. повтор инструкций,
2. хоровое проговаривание,
3. выполнение действий по указанию детей
4. дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям,
5. «намеренная ошибка»,
6. проговаривание хода предстоящих действий,
7. предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку,
8. фиксирование детьми результатов наблюдений в блокнотах в виде схематичных рисунков для последующего повторения и закрепления,
9. моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя - куклы.

Работа с детьми:
1. конспекты НОД с элементами экспериментирования
2. перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов
3. диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности
4. картотеку опытов и экспериментов

Работа с родителями :
1. консультации для родителей по данной теме
2. памятки
3. консультации

Формы работы:
1. индивидуальная,
2. работа в группах,
3. работа в парах,
4. фронтальная.

Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения.

Оборудование центров экспериментирования
приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
В оборудовании лаборатории большое участие принимали родители.
.
Методическое обеспечение
1. Картотека опытов и наблюдений.
2. Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности для детей
3. Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов).
4. Таблицы, картины, карточки-схемы.
5. Художественные произведения (сказки, загадки, пословицы и поговорки).
6. Материал для взаимодействия с родителями (анкеты, буклеты, оформление информационных уголков).
7. Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Продукт проектной деятельности:
Организация мини – музея с работами детей и педагога
Составление индивидуальных альбомов, макетов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
5. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997 г.
10. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
11. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
12. Интернет ресурсы


Учебно –тематический план
детской опытно-исследовательской
деятельности кружка «Хочу все знать»

«Путешествие в лабораторию»
«Что такое микробы? (выращивание плесени)»
"Свойства воздуха"
«Школа волшебства»
« Лимон»
«Невидимые краски»
« Волшебница вода »
«Осадки»
«Как мы чувствуем разные запахи.»
«Волшебный снег»
«Путешествие в страну зеркал»
«Ах, этот удивительный песок»
"Удивительные камни"
«Знакомство с глиной»
«Знакомство с бумагой »
«Узнай все о себе, воздушный шарик»
«Воздух и вода»
Необычные приключения" магнитного колобка"
(Развлекательная программа эксперимент-шоу)
«Учимся делать фокусы»
Категория: Мои статьи | Добавил: 70elenaanatolevna (20.11.2016) | Автор: Дегтярёва Елена Анатольевна E
Просмотров: 557 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Лозинский Д.Б. © 2024
Конструктор сайтов - uCoz