Поделись с друзьями
Сайт учителя информатики
Лозинского Дмитрия Болеславовича
Среда, 27.11.2024, 02:29
Сайттың тараулары/
Меню сайта
Тараудың санаттары/
Категории раздела
Мои статьи [35]
E-mail:
Пароль:
Іздеу/Поиск
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

курсовая работа
ФАНДРАЙЗИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Содержание
Введение……………………………………………………………………..3 - 4
Глава 1. Сущность фандрайзинга…………………………………………5 - 14
1.1 Становление понятия фандрайзинг……………………………………5 - 6
1.2 Определение фандрайзинга…………………………………………….7 - 9
1.3 Стратегическое планирование фандрайзинговой кампании………....10 - 14
Глава 2. Некоммерческие организации и их роль в современной России…………………………………………..............................................15 - 29
2.1 Сущность некоммерческих организаций……………………………...15 - 19
2.2 Формы некоммерческих организаций………………………………....19 - 24
2.3 Значение некоммерческого сектора для социально – экономического развития России……………………………………….…………………….25 - 29
Глава 3. Эффективный инструментарий связей с общественностью и фандрайзинга для некоммерческих организаций……………………… 30 - 42
3.1 Информационное обеспечение фандрайзинга……………...……… 30 - 34
3.2 Контакты с потенциальными донорами……………………………. ..35 - 39
3.3 Специальные мероприятия………………………………………….....39 - 42
Заключение………………………………………………………………...43
Список литературы…………………………………………………….....44 - 46

Введение
Еще 10 лет назад в России при формировании финансовых средств некоммерческих организаций использовали метод бюджетного финансирования. Решающую роль в распределении денежных средств, таким образом, играют государственные органы и органы местного самоуправления. История показывает, что такой метод имеет свои отрицательные стороны, ибо известно, что «кто платит, тот и заказывает музыку».
Исходя из того, что наше государство периодически одолевают кризисы и оно очень тяжело «отходит» от них, надеяться некоммерческим организациям на поддержку государства не стоит, поэтому нужно развивать такой вид деятельности как фандрайзинг, который поможет с помощью инструментов PR, достичь привлечения всевозможных ресурсов для успешного функционирования некоммерческих организаций.
Актуальность фандрайзинга для некоммерческих организаций в наше время очевидна, все больше и больше исследователей стремятся приспособить фандрайзинг к российской действительности, т.к. он появился в США. Еще не сформировалась устойчивая терминология в области финансирования некоммерческих организаций, также законодательная база еще не подготовлена, даже слово «фандрайзинг» каждый решает лично для себя как его произносить: «фандрайзинг» или «фандрейзинг», возможно «фендрейзинг», но уже сейчас многие некоммерческие организации американские теоретические основы фандрайзинга пытаются применить на практике в России.
В нашей работе мы за основу взяли тоже американскую теорию фандрайзинга, которая четко изложена в книге Дж. Дугласа Александера «Основные принципы фандрайзинга», являющаяся руководством, предоставляющем ответы на вопросы, наиболее часто задаваемые профессиональными фандрайзерами и волонтерами. На основе проверенных временем принципов, в ней рассказывается, как освоить три основных аспекта фандрайзинга – подготовку описания проекта, создание стратегии кампании и обеспечение крупных пожертвований.
Адаптированную к России теорию мы нашли только у Тульчинского Г.Л. «Фандрайзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность», входящую в серию статей: «PR: культура деловых коммуникаций. Как это делать в России». В виде брошюры в жанре «методички» автор рассказывает, как он на своем собственном опыте осваивал американскую теорию фандрайзинга и попытался сформулировать основные принципы, которые целесообразно использовать в российской сфере фандрайзинга.
Целями нашего исследования является изучение новой для российских некоммерческих организаций сферы деятельности: фандрайзинга и его эффективного инструментария.
Для осуществления данных целей были поставлены следующие задачи:
· изучение истории фандрайзинга
· определение понятия «фандрайзинг» в современном обществе
· стратегическое планирование фандрайзингой кампании
· определение сущности, форм и роли некоммерческих организаций в современной России
· изучение инструментов фандрайзинга для эффективной работы некоммерческих организаций
Объектом исследования являются российские некоммерческие организации.
Предметом исследования является развитие фандрайзинга в современной России.

Глава 1. Сущность фандрайзинга
Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим - чтобы прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим - чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.
Большинство российских некоммерческих организаций живут по принципу: «Что с неба упало, то мое», т.е. не занимаются регулярным и продуманным сбором средств. В результате, денег у них либо не хватает, либо нет совсем.
Во многих западноевропейских странах и, особенно в США к деньгам и к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги. Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство никогда не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть проблем решали только благотворительные организации, которые могли надеяться в финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же очень часто мысль о том, где взять деньги на проект, приходит последней. Мы не привыкли думать о деньгах, мы привыкли их получать от государства.
1.1 Становление понятия «фандрайзинг»
Термин «фандрайзинг» был заимствован в США, где он используется многие десятилетия преимущественно в области привлечения финансирования в так называемый третий сектор. Третий сектор США, развивающийся с конца XIX – начала XX в. и функционирует наряду с частным и государственным секторами, объединяет некоммерческие негосударственные организации, призванные реализовывать задачи, игнорируемые частным и государственным секторами.
Активное развитие фандрайзинга во второй половине XX в. связано с возрастанием роли третьего сектора в США. Удельный вес общей численности занятых в некоммерческом секторе возрастает в геометрической прогрессии.
Новый толчок развития фандрайзинг получил в США в 1980-е гг. во времена правления Р. Рейгана, когда некоммерческая сфера переживала финансовый кризис в связи с сокращением бюджетного финансирования на социальные цели. Несмотря на то, что некоммерческий сектор США во все времена в большей степени ориентировался на привлеченные и собственные источники финансирования, чем на финансирования со стороны государства, тем не менее, сокращение прямого и косвенного государственного финансирования стало причиной финансового кризиса третьего сектора.
Фандрайзинг с 1980-х гг. стал ориентироваться на активную диверсификацию (перераспределение ресурсов) источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных и местных властей, а также на разработку новых форм привлеченного финансирования некоммерческих организаций. Помимо традиционных пожертвований, грантов, благотворительных, спонсорских и членских взносов, появились новые формы, как не облагаемые налогом муниципальные облигации и резервные взносы.
С 1980 – х гг. фандрайзинг в США окончательно оформился в самостоятельную управленческую дисциплину. Однако и в настоящее время проблемам развития фандрайзинга там уделяется повышенное внимание. Несмотря на выход из кризиса 1980-х гг., американский некоммерческий сектор вновь столкнулся с серьезными финансовыми проблемами начиная с середины 1990-х гг. По словам политолога Р. Патмэна, «многие некоммерческие организации внезапно испытали существенную потерю своих клиентов». В результате резкое снижение объемов поступлений со стороны частных лиц привело к значительному финансовому дефициту бюджетов некоммерческих организаций.
Л. Саламон, директор Института Джона Хопкинаса в США, также указывает на финансовые проблемы как причины кризиса американского третьего сектора. С одной стороны, они связаны с сокращением государственной поддержки: объем федерального финансирования, выделяемый на социальные нужды, уменьшился, с другой стороны, финансовые проблемы некоммерческого сектора тесно связаны сокращением темпов роста частных пожертвований. С начала 1990-х гг. наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов роста пожертвований со стороны населения и коммерческого сектора. Таким образом, снижение темпов роста частных пожертвований не в состоянии компенсировать сокращение государственного финансирования на социальные нужды.
В настоящее время развитие фандрайзинга в США связывается с активным стимулированием роста частных пожертвований со стороны федеральных властей и властей штатов, прежде всего с помощью расширения налоговых льгот для доноров. Государство, таким образом, сможет компенсировать сокращение бюджетного финансирования на социальную сферу ростом непосредственного финансирования некоммерческих организаций со стороны физических и юридических лиц.
В России фандрайзинг активно стал развиваться с развитием некоммерческих организаций с 1990-х гг., деятельность которых нацелена не на получение прибыли, а на решение социально важных задач и сделало актуальными вопросами финансирования их деятельности. На сегодняшний день понятие «фандрайзинг» входит в такие сферы деятельности как социальный менеджмент, маркетинг, PR и реклама.
Таким образом, область фандрайзинга – абсолютно новая для нашей страны – развита в США более чем в любой другой стране. Пока еще низок процент участия населения и государства в формировании доходов отечественных некоммерческих организаций, но становится актуальна проблема привлечения новых форм финансирования, планирования и организации процессов внешней поддержки, а соответственно и развития фандрайзинга. С такими направлениями деятельности как менеджмент, маркетинг, реклама и PR Россия сможет быстро достигнуть уровня Соединенных Штатов Америки.

Глава 2. Некоммерческие организации и их роль в современной России
В современной России предоставление общественно значимых услуг населению не может оставаться исключительно государственной задачей. Период, когда государство концентрировало у себя все ресурсы и брало на себя всю полноту ответственности за благосостояние граждан, закончился. Сегодня активно обсуждается партнерство общества, государства и бизнеса в решении социальных проблем. Государственная политика предполагает расширение рынка и повышение качества предоставляемых услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми государством услугами. Достичь этой цели планируется путем активного привлечения к социальному обслуживанию населения негосударственных организаций и развития конкурсного финансирования в социальной сфере.
Такой подход соответствует практике, сложившейся в развитых государствах, где услуги в социальной сфере в основном оказываются некоммерческими негосударственными организациями. Даже в Западной Европе – традиционно придерживающейся мнения о том, что государство должно играть лидирующую роль в социальной сфере, существует тенденция делегирования задач по непосредственному оказанию общественных услуг некоммерческим негосударственным организациям. Этот опыт целесообразно использовать для повышения эффективности использования бюджетных средств. Однако Россия, бесспорно, имеет свою специфику и особенности, которые также следует учитывать.
2.1 Сущность некоммерческих организаций
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.[1]
Некоммерческой организации присущи следующие свойства:
-наличие юридического лица;
-основной целью деятельности не является извлечение прибыли;
-возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.
Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.
Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.
Следует обратить внимание на два момента:
1. возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств;
2. некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.
Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.
Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.
Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.
Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.
Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.
Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.
По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:
-по решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;
-по решению суда;
-в случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.
Основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли — другой важный признак некоммерческой организации.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации.
Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер.
Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.
Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.
В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.

Глава 3. Эффективный инструментарий связей с общественностью и фандрайзинга для некоммерческих организаций
В книге "Эффективные связи с общественностью" ее авторы Скот Катлип, Аллен Сентр, Глен Брум отмечают, что существует 5 основных причин, почему связи с общественностью используются в некоммерческом секторе. Эти причины нижеследующие:
1. Для осознания и принятия общественностью миссии организации.
2. Для формирования каналов общения с людьми, для которых предназначаются услуги, предоставляемые организацией.
3. Для создания и поддержания необходимых условий для привлечения средств
4. Для формулирования и распространения идей соответствующих миссии организации в публичной политике
5. Для мотивирования людей, начиная от членов советов и наемных работников, до добровольцев и связанных с данной проблемой чиновников, работать для реализации миссии вашей организации.
Как вы видите, Катлип и другие не отделяют связи с общественностью от привлечения денежных средств. Многие специалисты по связям с общественностью соглашаются что эти два вида деятельности слились во единое.
Именно поэтому в нашей курсовой мы рассмотрим инструменты связей с общественностью, которые применимы в фандрайзинге.
3.1 Информационное обеспечение фандрайзинга
Информационное обеспечение фандрейзиговой деятельности включает в себя подготовку информационной базы данных (сведений о донорах, с которыми будет вестись работа), необходимых информационных и рекламных материалов, а также задание системы учета.
Сведения о донорах (информационная база данных) должна содержать необходимую информацию обо всех потенциальных донорах и жертвователях, отобранных для работы по упоминавшимся основным четырем группам: государственные организации, коммерческие организации, некоммерческие организации и частные лица. По каждой из четырех групп необходимо составить перечни адресатов. А по каждому потенциальному донору иметь, как минимум, следующие сведения:
- Полное и сокращенное название организации;
- Ее адрес;
- Телефон, если имеются - факс, E-mail;
- Фамилии, имена, отчества, социальный статус (должности, звания, степени и проч.) первых должностных лиц, а также лиц, принимающих решения по вопросам спонсорства, благотворительности, патронажа;
- Их личные пристрастия в сфере культуры, хобби и т.д.
- Сфера деятельности фирмы, ее потребители, клиенты, товары, партнеры;
- Экономическое состояние фирмы;
- Географическая зона деятельности фирмы;
- Какие сферы и виды деятельности являются для этого донора предпочтительными для оказания поддержки;
- В каких формах и объемах традиционно оказывается поддержка.
"Глубина" информационной базы данных может быть и большей, что зависит от целей, опыта, имеющихся контактов и т.п. Обычно база данных по каждой категории составляется по территориальному (географическому) признаку. Он является наиболее естественным в плане социальной среды фирмы-донора, в которой формируется ее репутация, имидж, общественное мнение. Хотя все чаще географический фактор оказывается не столь существенным.
Источники сведений о потенциальных донорах могут быть самые различные:
 Всевозможные справочники (телефонные справочники, изданиятипа "Кто есть кто" и т.п.). Они необходимы как при работе "с нуля", так и на всю последующую фандрейзинговую деятельность.
 Списки клубов, ассоциаций, союзов (клубы меценатов, Ротари-клубы, промышленные и банковские союзы, ассоциации и т.д.), объединяющих деловой мир - помимо прочего, сами эти организации могут стать донорами и жертвователями;
 Интернет – практически все крупные фирмы, благотворительные фонды имеют сейчас свои сайты, серверы, на которых обязательно содержится информация об их спонсорстве, благотворительной деятельности, а также об условиях их оказания.
 Информация СМИ о деловой жизни (какие банки и фирмы действуют в данном регионе), о поддержке культурной деятельности (кто и как оказывает поддержку);
 Круг общения учредителей организации-фандрейзера или членов комитета поддержки, личный круг общения фандрейзеров;
 Информация, которой располагают конкуренты - другие организации-фандрейзеры, и которая может быть предоставлена на паритетных, договорных началах (обмен списками, сотрудничество, распределение сфер деятельности по времени или различным программам).
К информационным и рекламным материалам фандрейзинга относятся все те документы и материалы, которые могут использоваться в работе с потенциальными донорами по привлечению их средств:
- Уставные документы организации (устав, положение), ведущей фандрейзинговую кампанию;
- Краткое описание организации (ее предыстория, история создания, деятельность, цели, достижения), оформленная в виде буклета или релиза. Оно может дополняться кратким описанием жизненного пути и деятельности первых лиц организации (или организаторов кампании);
- Подборка откликов, оценок в прессе и других СМИ, выражающих общественное мнение об организации-фандрейзере и ее деятельности;
- Визитные карточки, бейджи фандрейзеров и добровольцев;
- Документы и материалы, характеризующие конкретные проекты и программы (описания, тексты предложений, сметы и т.п.). Об этих материалах будет сказано подробнее чуть позже.
Применительно к проведению каждой фандрейзинговой кампании, т.е. применитеольно к каждому конкретному проекту или программе потенциальных доноров следует разделить на две части: так называемые “горячий” и “холодный” списки. В первом случае речь идет о потенциальных донорах, работа с которыми является первоочередной: то ли отдача от них наиболее вероятна и наиболее масштабна, то ли с ними уже установились прочные отношения. “Холодный” список включает менее вероятных доноров и отдача, от которых не так существенна. Сделать такое разбиение необходимо для оптимального распределения сил и времени. Иногда отдачи от одного донора оказывается достаточно, чтобы решить проблему обеспечения проекта. В любом проекте всегда оказывается некая основная группа доноров. Кроме того, уже имея существенную поддержку, намного легче добирать другие средства, работать с другими донорами. Главные первоначальные усилия должны быть сосредоточены на работе по “горячему” списку. “Горячий” и “холодный” списки могут меняться в зависимости от проектов и программ: кому-то из доноров интересны одни проекты, а другие - менее интересны.
Важным моментом информационного обеспечения является подготовка так называемой “лифтовой речи”. Лицо, занимающееся фандрейзингом должно быть в состоянии в любой ситуации (например, оказавшись с потенциальным донором в кабине лифта и располагая только временем этого общения) кратко и внятно рассказать о сути своего проекта. Такой «спич» надо буквально вызубрить, чтобы потом не сожалеть, что вы что-то забыли важное, не так сказали и т.п.
Система учета должна содержать сведения о ходе и итогах (промежуточных и окончательных) фандрейзинговой кампании:
- Перечень (картотека) доноров-вкладчиков - фактически, основная база данных;
- Постоянная переписка - копии всех предложений, писем, ответов (по категориям доноров);
- Данные оперативного анализа - копии текущих сведений о встречах, звонках и т.д. После получения средств или отказа эти сведения переходят в основную базу данных;
- Сведения о фандрейзинговых действиях - обычно в табличной форме характеризующие ход работы с каждым потенциальным донором (даты и результаты контактов, переписки, содержание обещаний и т.п.);
- Сведения о полученных средствах - номера счетов, квитанций, даты перечисления и получения, размер средств, дата отправки благодарственного письма.
Каждый из указанных блоков данных учета может представлять содержание отдельного директория (файла) в единой компьютерной базе данных фандрейзинга конкретной кампании или организации в целом.
Особое внимание нужно уделить информационным спонсорам. Это спонсоры, которые публикуют или передают рекламу мероприятия бесплатно - газеты, радио и ТВ. Появился интерес к подобным проектам и у российских информационных агентств.
СМИ — очень полезные партнеры различных социальных событий, конференций и конкурсов, благотворительных марафонов и акций, концертов и театральных постановок.
Для начала нужно составить список СМИ в зависимости от того, на какую цель ориентирована ваша некоммерческая организация, будет формироваться список изданий, с которыми надо стро¬ить отношения.
1. Название.
2. Тип издания (газета, еженедельник и т.п.).
3. Тираж.
4. Распространение.
5. Периодичность.
6. Dead line (последний день, час подачи материала в текущий номер).
7. Адрес, телефон, факс, e-mail редакции.
8. Принадлежность к какому-либо издательскому дому. (Иног¬да такие издания обслуживает одна объединенная редакция. Это означает, что один и тот же журналист, специализирую¬щийся на определенном рынке, работает на все издания дан¬ного Дома, именно он и будет вашим контактным лицом.)
9. Имя, телефон и персональный e-mail редактора отдела новостей.
10. Имя, телефон и персональный e-mail журналиста, пишу¬щего о вашей отрасли.
Если информацию по пунктам 1-8 данного списка можно по¬лучить из внешних источников, то персональные данные журна¬листов лучше всего узнать у них самих.
Самыми главными материалами для журналистов будут, конечно, пресс-релизы и комментарии и участие в подготовке обзоров.
Таким образом, информационное обеспечение фандрайзинга является наиболее важным инструментом пиарщика и фандрайзера, потому что без СМИ некоммерческая организация находится вне информационного пространства, что плохо влияет на налаживания связей с потенциальными и реальными донорами, а также делает невозможным привлечение денег в организацию.

3.2 Контакты с потенциальными донорами
Непосредственным контактам и даже письменным обращениям должен предшествовать предварительный телефонный звонок в офис потенциального донора. Во время этого разговора, предварительно представившись, фандрайзер, сообщает о намерении его организации обратиться за поддержкой, уточняет наименование и адрес организации-донора, фамилии, имена и т.д. первых лиц фирмы или также должностных лиц, которым необходимо направить предложение. Все эти сведения может сообщить секретарь приемного офиса или референт фирмы. Беспокоить первых лиц на этом этапе нет необходимости.
После таких предварительных звонков осуществляется рассылка письменных обращений с предложениями оказать поддержку конкретному проекту. Текст обращения должен быть кратким, лучше - не более одной страницы, но не более 2-3 страниц. Текст предложения должен отвечать ряду требований формального и содержательного плана:
- Обращение - в идеале должно быть персонфицировано ("Многоуважаемый Сергей Павлович!"). При наличии добротной базы данных в компьютерной технологии обеспечить персонифицированность каждого обращения не представляет проблемы.
- Важны стиль и интонация обращения - доверительный, не засушенный "канцеляритом", но и без неуместной фамильярности и игривости, а самое главное - не униженно-просительный. Речь идет, фактически о приглашении к сотрудничеству.
- Собственно текст должен с самого начала, желательно в одной фразе содержать суть предложения ("Предлагаем Вам принять участие в реализации такой-то программы"). Получатель письма должен сразу, без долгих предисловий понять, что собственно ему предлагается.
- Затем должны следовать сведения о сроках и месте реализации предлагаемого проекта или программы. Иногда этих сведений уже оказывается достаточно получателю, чтобы сориентироваться относительно привлекательности предложения.
- Необходимо также сообщить об уникальности и социальной значимости предлагаемого проекта.
- Далее в письме должны следовать сведения об организаторах реализации проекта (организации или лицах), а также об их компетентности, имевшемся опыте проведения аналогичных работ.
- Важно сообщить также об отношении органов власти к данному проекту, даже если они не выделяют средств на его реализацию, важно знать - в курсе ли властные инстанции, поддерживают ли они эту деятельность.
- В обращении должны также содержаться сведения о других потенциальных или реальных донорах, которые уже проявили интерес к данному проекту, или на чью поддержку фандрайзеры рассчитывают. Правда некоторые доноры предпочитают как раз оказывать поддержку именно в одиночку, но такое встречается не очень часто.
- Полезно также сообщить, привлечено ли к программе внимание СМИ и каких, будет ли освещаться реализация проекта, заключительное мероприятие в СМИ.
- Интерес у адресата, несомненно, могут вызвать сведения о льготах и преимуществах, которые может дать ему поддержка данного проекта (реклама, налоговые льготы, преимущества сотрудникам и их семьям и т.п.).
Необходимо сообщить также - на что именно необходимы средства поддержки. При отсутствии таких сведений возникают вполне обоснованные подозрения, что либо организаторы - толком не представляют экономическую сторону дела, либо они пытаются испрашивать деньги на факт собственного бытия. Конкретные суммы в предварительном обращении лучше не сообщать, так же как и прикладывать конкретную смету расходов.
- Той же цели может служить и приглашение потенциальному донору войти в оргкомитет, принять участие в итоговом совещании и прочих мероприятиях, имеющих отношение к контролю использования средств.
- Полезно также ближе к концу текста предупредить адресата, что в течение ближайшей недели после получения им обращения его будут беспокоить телефонным звонком относительно договоренности возможности личной встречи для конкретного обсуждения возможного сотрудничества и во время которой он получит дополнительную информацию.
- И наконец, в основном тексте обращения должны содержаться сведения о контактном телефоне и конкретных лицах, у которых потенциальный донор может получить дополнительные сведения.
- Подписан текст обращения может быть как организаторами проекта или также кем-то из известных лиц с репутацией, входящих в группу поддержки проекта.
- Обращение может дополняться приложениями (информационными материалами, откликами в прессе и т.п.
- Текст обращения и приложений должен иметь приличный дизайн (на фирменном бланке, с использованием хороших шрифтов и т.д.
- Дизайн текста предложения должен дополняться соответствующим дизайном конверта. Однако не следует слишком увлекаться оформлением конвертов (шелкография, золотое тиснение и т.п.) - это может только насторожить потенциального донора, натолкнув его на небезосновательные мысли о том, на что могут пойти его средства. Дизайн рассылка вообще должен выдерживаться в стиле что называется "скромно, но со вкусом".
Рассылка может осуществляться как по почте, так и с курьером. Дата рассылки должна быть зафиксирована и введена в базу данных учета.
За рассылкой, спустя несколько дней должен следовать телефонный звонок, целью которого является договориться о личной встрече с ответственным должностным лицом.
В случае достижения договоренности (а значит и проявленного интереса) проводится собеседование. Сам его факт - уже немалое достижение фандрайзеров. Поэтому необходимо закрепить этот успех.
К собеседованию важно тщательно подготовиться. Необходимо подготовить все необходимые документы и материалы (устав, положение, полное описание проекта, сметы затрат и доходов, отзывы, рекомендации, справка о налоговых льготах, гарантийные письма других доноров, иллюстративные материалы, фотографии, схемы и т.д.), чтобы быть готовым дать ответ на вопросы, которые могут возникнуть при встрече. На встречу фандрайзеру лучше идти не одному, а привлечь к участию в ней авторитетного и известного члена правления, оргкомитета или группы поддержки. Это может решающим образом сказаться и на ходе беседы и на ее результатах.
На саму встречу лучше не опаздывать и являться вовремя. Заранее приходить в офис и ждать назначенного времени тоже не стоит. И в этом случае полезно помнить, что фандрайзинг - не попрошайничество, а фандрайзер - не проходимец или униженный проситель. Речь идет о возможном сотрудничестве и партнерстве в социально важном деле, которое может отвечать интересам обеих сторон. После представления и знакомства, следует кратко и внятно изложить суть дела и ваше понимание взаимных интересов сторон, ответить на возникшие вопросы.
Ни в коем случае не следует настаивать на однозначном ответе по итогам встречи. Это право потенциального донора. Если он сочтет возможным это решение принять - вы сэкономите некоторое время. Со стороны же фандрайзера единственным результатом встречи может быть договоренность о сроках принятия решения потенциальным донором и способе информирования об этом решении.
 При любом исходе встречи, вернувшись в свой офис, необходимо подготовить и направить вашему собеседнику письмо или факс с благодарностью за внимание, проявленное к проекту и участие в его обсуждении. Такая письменная благодарность - не навязчивость.
Кроме того, человек действительно нашел время для встречи и обсуждения. И, разумеется, такую письменную благодарность необходимо направить после получения окончательного решения - вне зависимости от его характера. А в случае положительного решения и получения поддержки такую письменную благодарность надо оформить в респектабельном дизайне, она должна быть подписана известными людьми-членами вашей группы поддержки или оргкомитета. Донор будет хранить ее, демонстрировать партнерам и коллегам. Для него это элемент его PR и в этом ему надо помочь, сполна удовлетворив эту его потребность.
В случае позитивного решения вопроса соответствующие данные заносятся в систему учета. В случае отказа - обязательно необходимо выяснить причину отказа. Это выяснение - долг профессиональной чести фандрайзера. Мы видели общность интересов, но она не состоялась. Значит, мы в чем-то ошиблись и для нас важно понять - в чем.
Между тем, разъяснение отказа может стать новой перспективой сотрудничества - все дело в том, как к нему относиться и как строить последующие отношения, учитывая мотивы потенциального дарителя. Если отказ мотивируется отсутствием денег- они могут появиться потом: раз кончаются деньги, должно когда-то закончиться и их отсутствие. Если все деньги идут на развитие банка или предприятия - отлично, открывается перспектива в дальнейшем. Если круг оказания помощи уже определен - тоже хорошо. Это значит, что на этой фирме имеется специальная структура и есть специальные люди, профессионально занимающиеся организацией благотворительности. Значит, во-вторых, в такой организации больше шансов получить поддержку и помощь. Задача заключается, в-третьих, в том, чтобы узнать сроки и порядок рассмотрения заявок.
И в любом случае не следует воспринимать отказ близко к сердцу, как проявление пренебрежения к Вашему делу и Вам лично. Фандрайзинг - это работа, имеющая свою специфику и предполагающая определенный профессионализм. Поэтому не следует утрачивать чувство профессионального и личного достоинства, а также, что весьма немаловажно- чувство юмора.

Заключение
В нашей работе мы рассмотрели новое явление в экономическом пространстве России - фандрайзинг, который является способом «выживания» некоммерческих организаций. За рубежом фандрайзинг распространен, а в России его стали осваивать совсем недавно.
Некоммерческие организации – это в первую очередь, организации, которые создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Однако существует проблема нехватки средств и тогда на помощь приходит фандрайзинг.
Понимание классического фандрайзинга может быть определено как комплекс мероприятий, направленных на убеждение местного сообщества, общества или донора в необходимости объединить разрозненные ресурсы и предоставить их для поддержки уже разработанного проекта, имеющего социально-экономическое значение и создающего более благоприятные условия для социального и экономического развития общества. Для убеждения в теории фандрайзинга в основном используются PR – технологии, которые позволяют наиболее эффективными и проверенными на российской действительности инструментами добиться поставленных целей быстрее и с наибольшей выгодой для самой некоммерческой организации, такими инструментами являются информационное обеспечение, контакты с потенциальными и реальными донорами, а также проведение специальных мероприятий, конечной целью которых является привлечение ресурсов и формирования имиджа некоммерческой организации.

Список литературы
1. Александер Дуглас Дж., Карлсон Кристина Дж. Основные принципы фандрейзинга. Издательство: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 240с.
2. Алексеева Е. Г., Горшкова И. Д. Фандрайзинг: мотивации потенциальных жертвователей // Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования. 2001 / Под ред. О. Л. Лейкинда. – СПб.: Лики России, 2001. – C. 185-219.
3. Алексей Бодунген. Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций CAF (Charities Aid Foundation). Проект "Charities United" Москва 1995, - С.31-43
4. Апфельбаум С. М. «Косвенные связи с общественностью» как инструмент привлечения ресурсов для некоммерческих организаций культуры // Ориентиры культурной политики. – М., 2003. – № 10. – С. 27-38.
5. Кучерносов В. Фандрайзинг: мифы и реальность // Журнал «Вестник благотворительности» №4 (46), 2001. – С.27-33.
6. Где взять деньги / Сост. И. М. Чирко. – Мозырь: Белый Ветер, 2003. – 24 с.
7. Дегтерев Д.А. Разработка и реализация фандрайзинговой стратегии для привлечения средств в целевой капитал высшего учебного заведения / Д.А. Дегтерев, А.В. Стельмах // Сборник рекомендаций для общественных объединений по внедрению модели целевого капитала некоммерческих организаций в российскую практику благотворительности / Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства ; МЭРТ России, - М., 2007. - С. 55-62.
8. Деятельность некоммерческих организаций культуры по установлению партнерских отношений с бизнесом // Благотворительность в России. 2002: Исторические и социально-экономические исследования / Под общ. ред. О.Л. Лейкинда. СПб: Лики России, 2003 - C. 529-535.
9. Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации». М.: ИТК Дашков и К, 2003. – 32 с.
10. Игнатьева Е. Л. Фандрайзинг в России – состояние и перспективы: Интервью М.Л. Чередниченко // Art-менеджер. – М., 2002. – № 2.
11. Игнатьева Е. Л. Внебюджетные источники финансирования в культуре: понятия, состояния, перспективы. АРТ-Фандрейзинг: Сб. науч. тр / Ред. И. Г. Хангельдиева. – М: МУМ, 2002. – 15-20 с.
12. Как просить деньги на некоммерческие проекты у благотворительных фондов (в помощь пишущим заявки на гранты)/ Ред. Д. А. Даушева, Е. А. Симонова.- Педагогическое Объединение "Радуга"1996 г. - 66 с.
13. Макальская М.Л. Некоммерческие организации в России. М: Дело и сервис, 2008. – 368 с.
14. Милославская Д. И. Поговорим о грантах // Бюджетные и некоммерческие организации. – М., 1997. – № 9. – С. 55-61.
15. Михеева Н.А., Галенская Л.Н. "Менеджмент в социально-культурной сфере". Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 г. - 169с.
16. Основы деятельности и успеха некоммерческих организаций. М., 1995. - 133 с.
17. Рабочие материалы мозгового штурма «Вклад НКО в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг». Сочи, октябрь 2002 г. (при поддержке Международного совета по исследованиям и обменам и Института «Открытое общество»).
18. Рутковская М. PR-технологии в привлечении инвестиций. (Электронный ресурс: http://www.pressclub.host.ru/techn_s1.htm), 2004.
19. Самородов В.Ю., Никифоров С.Б., Ходорова Ю.Ю. Фонды местных сообществ: эффективная благотворительность. Опыт развития фондов местных сообществ в России, М. - Издатель: CAF-Россия. (электронный ресурс http://www.trainet.org/books/view/214), 2006.
20. Тульчинский Г.Л. «Фандрейзинг: привлечение средств на некоммерческую деятельность» - Спб: Справочники Петербурга, 2006.- 32с.
21. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб: Лань, 2007 – 528с.
22. Тульчинский Г. Л. Привлечение и аккумулирование финансовых средств. Фандрейзинг в сфере культуры. – СПб: СПб ГАК, 1998. – 106 с.
23. Управление некоммерческими организациями. М., 1994. - 171 с.
24. Матвеев С.Ю. Некоммерческие организации. – Изд.: Бератор, 2004. – 360с.
25. Цивук Р.А. Франдрайзинг, - СПб.:Питер, 2007. 693с.
26. Шекова Е. Л. Проблемы и перспективы развития фандрейзинга в России (опыт учреждений культуры Москвы и Петербурга) // Некоммерческие организации в России. – М., 2004. – № 2.
27. Школа фандрайзеров: Дайджест материалов по курсу «Фандрайзинг для НКО шаг за шагом (базовый уровень)». – СПб.: Центр РНО, 2004.
Категория: Мои статьи | Добавил: grunenko82 (11.06.2016) | Автор: Валентина Груненко E
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Лозинский Д.Б. © 2024
Конструктор сайтов - uCoz