Открытое занятие в подготовительной группе на тему «В гости к осени»
Открытое занятие в подготовительной группе на тему «В гости к осени» Білікті Образовательная область: Коммуникация Тарау Раздел: Развитие речи Воспитатель: Нурмухамбетова А.А
Цель: • Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; • Активизировать глагольный словарь по данной теме. • Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. • Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. • Продолжать учить согласовывать движения с речью. • Учить придумывать полные предложения по картинкам; подбирать к словам антонимы • Воспитать бережное и заботливое отношение к природе; животным. • Уточнять и закреплять представления детей об овощах и фруктах. • Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход занятия: I. Мотивационно-побудительный: - Сегодня к нам на занятие пришли ваши родители, чтобы посмотреть, что вы знаете и умеете. Но я вам предлагаю на родителей не отвлекаться, а со мною заниматься
II. Организационно-поисковый:
Создание проблемной ситуации. (Отгадывание загадки по мнемотаблице).. - Знаю, знаю наперед Вы, смекалистый народ. Отгадайте-ка, ребятки Интересную загадку.
- Расшифруем каждый квадратик. - Как вы думаете, что это может обозначать? (Перекодирование информации) Приходит без красок, без кисти и перекрашивает все листья. - Кто же это догадались?
- Давайте подойдем к окну и посмотрим, какая сегодня погода? (Дети подходят к окну) - Какое настроение навевает на человека пасмурная погода? (Грустное, печальное, тоскливое). - Что делает человек в таком настроении? (Скучает, хмурится, иногда плачет, думает о чем-то). Но, несмотря на пасмурную погоду, вы ребята пришли в садик веселые, бодрые и энергичные. - Чтоб пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки (выполняют). - Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали? (Мы почувствовали тепло рук друзей, настроение улучшилось). - И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок.
- Ой, ребята, посмотрите, сегодня утром, пока вас не было к нам в группу залетела птичка и прислала звуковое письмо. Интересно, что в нем? Послушаем вместе. Садитесь по удобнее. (Дети садятся на стулья, и смотрят звуковое письмо)
Здравствуйте, ребята! Это я –Золотая осень, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной в осенний парк, где я приготовила для вас задания и прошу, что бы вы их выполнили. Все задания будут на моих осенних листиках, которые вы найдете на волшебном золотом дереве.Жду вас там.
- Ну, что отправимся в парк к осени?
Игра – имитация «Поможем друг другу собраться на прогулку». - Для того, чтобы нам отправится на прогулку, что нужно сделать? - Одеваем штаны, шапку, куртку. Вот мы и готовы.
- Ну, а для того чтобы оказаться в парке нам надо вспомнить слова, с которыми Вини - Пух ходил в гости. Встаньте друг за другом и шагайте, высоко поднимая колени, перешагиваем через лужи, и тогда вы окажитесь в парке. -Кто ходит в гости по утрам, Тот поступает мудро, Тарам-парам, тарам-парам, На то оно и утро. 2 р.
- Вот мы и на месте. Ой, посмотрите, а вот и дерево. Опишите какое оно? А на казахском кто попробует? Находим листочек с первым заданием? Посмотрим что же там за задание?
1 листок: Игра «Хорошо – плохо». (С опорой на мнемотаблицы). Дети сидят на стульях
- Поиграем в игру «Хорошо - плохо». А вот и наша помощница – таблица. Поэтапная работа по таблице. - Как вы думаете, что в осени плохого? Что можно сказать по каждой из картинок? Варианты ответов детей: - Осень – это плохо, потому что солнце светит мало, становится прохладно. …, потому что небо хмурое, пасмурно, у нас плохое настроение. …, потому что день стал короче, а ночь длиннее, раньше ложимся спать. …, потому что листья сохнут и опадают, трава желтеет, цветы вынут. …, потому что дует холодный ветер, часто идет дождик, кругом лужи, можно простудиться. …, потому что птицы собираются в стаи, готовятся к отлету, умолкают птичьи голоса, не слышно их пения.
- Осень – это не только плохо. Посмотрите на эту картинку и скажите осень – это хорошо, почему? (Дети рассуждают).
Варианты ответов детей: - Осень – это хорошо, потому что идут дожди, на полях хорошо дружно всходят озимые. …, потому что начинается листопад, деревья готовятся ко сну. …, потому что птицы готовятся к отлету, дикие животные готовятся к зиме: линяют, делают запасы, утепляют жилища, медведь, еж, барсук - готовятся ко сну. …, потому что собирают урожай овощей и фруктов. …, потому что можно погулять по «осеннему ковру», «пошуршать» листьями, собрать красивые букеты. …, потому что можно собрать в лесу шишки и желуди, сделать интересные поделки.
Вывод: - Вот видите ребята, у природы нет плохой погоды, каждое время года хорошо по своему.
- Ищем листочек со вторым заданием? Посмотрим что же там за задание? (Срываю листок и читаю)
2 листок: Игра «Подбери действие». Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать. А мяч вы найдете под волшебным деревом.
- Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос. 1. Птицы осенью — Птицы осенью улетают. 2. Какие птицы улетают первыми?(Ласточки и стрижи, потому что они питаются только насекомыми. С наступлением холодов насекомых становится все меньше и меньше) 3. Какие птицы улетают последними?(Последними улетают утки, лебеди, гуси) 4. Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? 5.А птиц, которые зимуют у нас? 6. Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки 7. Какое время года идет за осенью… (Зима) На казахском? 8.Какое время года наступает после зимы... (Весна) На казахском? 9. А за летом наступает…(Осень) На казахском? 10.Какие работы у людей осенью? 11. Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь) 12. Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь) На казахском? 13. Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь) На казахском? 14. Назовите первый осенний месяц (Сентябрь) На казахском? - Молодцы!
- А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает? Никто? Тогда слушайте!..... 1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина). 2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). 3. Ноябрь – зимник. Почему? (становится холодно, как зимой).
- Все приметы осени когда-то были подмечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы.
Давайте с вами вспомним народные приметы. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме. Сильный ветер во время дождя предвещает зиме хорошую погоду. Паутина стелется по растениям – к теплу. Гром в сентябре предвещает теплую погоду. Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.
- Ищем на дереве листик с цифрой 3. Кто нашёл?
3 листок: - Ребята, я знаю, что вы немного устали и поэтому следующее задание для вас вспомнить упражнение с Су-Джоком (раздаю мячики)
4 листок: - Ищем на дереве листик с цифрой 3. - Сейчас я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы будете доставать из моей корзинки и называть их на казахском языке. Корзинка будет под волшебным деревом. Загадки: 1) Этот овощ быстро очень Разгадаем, между прочим. Он щекастый, красный, гладкий, Он растет у всех на грядке. Положи его на солнце. Он дозреет у оконца, Этот толстенький сеньор Всем известный (Помидор- кызанак)
2) Без окон, без дверей Полна горница людей. (Огурец- кияр)
3) Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки.(Яблоко -алма)
4) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет ...(Банан)
5) С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. (Апельсин)
6) Он почти как апельсин, С толстой кожей, сочный, Недостаток лишь один - Кислый очень, очень. (Лимон)
7) Ужин этот лучший самый, Рада я и Миша рад, Ведь сегодня наша мама Нам купила ... (виноград- жузым)
8) Не в лесах и не в садах, Не у вас и не у нас, А в тропических полях Вырастает ... (ананас)
9) Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка.(Капуста- оран жапырак)
10) Зреет он на огороде, Слывёт ягодой в народе. Гладкий, синенький пан – С тонкой шкурой …(Баклажан)
11) Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он… Обжигает… Не лимон.(Лук- пияз)
12) Огородная краля Скрылась в подвале, Ярко-жёлтая на цвет, А коса-то, как букет.(Морковь-сәбіз)
13)Он кусает, только вот, Зубок есть, но, где же рот? Белый носит сюртучок. Что, скажи, дружок? (Чеснок- сәрімсак)
14) Бурая - не мишка, В норке - но не мышка.(Картошкаө картоп)
15) В этих желтых пирамидках Сотни зерен аппетитных.(Кукуруза)
16) На высокой ветке зреет, Словно лампочка желтеет, И блестит, как после душа. Этот милый фруктик (груша- алмурт)
- Осени понравилось, как вы отгадывали загадки, и она тоже хочет попробовать подгадывать их, может мы ей тоже загадаем? - Поможет нам эта схема. (На фланелеграф помещает схему, по которой дети описывают фрукты и овощи) 1 ребёнок: - Этот овощ красного цвета, и иногда овальный, с плотной кожицей и сочной мякотью, немного сладковатый на вкус. Из него можно приготовить сок. Засолить на зиму в банки, сделать салат, и другие блюда. (Загадки загадывают несколько детей)
- Ищем листочек под номером 5 5 листок: Игра «Зеркала» Дети располагаются на стульчиках. Воспитатель показывает маску, на которой изображена эмоция. Дети называют ее, а затем показывают. - Какое настроение передает эта маска? Я ее сейчас одену, а вы станете моими зеркалами и изобразите такое же настроение. Воспитатель надевает 4-5 масок с эмоциями (радость, грусть, злость, страх и т.д.)
- А сейчас ищем листочек, с каким номером? (с №6) - Кто попробует достать его?
6 листок: Игра с листьями - А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, а что происходит с листвой во время ветра? (ответы детей) - Правильно листопад. Я предлагаю немного отдохнуть.
Мы листики осенние на веточках сидели (присесть) Ветер дунул-полетели (бегать на носочках) Мы летели, летели и на землю тихо сели (присесть) Ветер снова набежал и листочки все поднял (бегать на носочках, руки поднимаем вверх) Повертел их, покружил и на землю опустил (присесть, руки опустить вниз)
- Как в парке красиво, так и хочется нарисовать осенний пейзаж. - Как же быть, ведь у нас нет карандашей, ни красок, нет кисти? (Ответы детей). - Нарисуем осень не карандашами, а словами.
- Посмотрите - волшебница осень вам прислала картинки, которые помогут нам составить рассказ про осень. Проходите к столу и выберите одну любую картинку и садитесь на стульчики. Будем составлять предложения по картинкам. -Итак, посмотрите каждый на свою картинку и скажите о чём мы будем составлять предложение? О солнце -Какое бывает солнце, как оно светит и греет осенью? (Осенью солнце светит, но греет слабо) О небе -Что можно сказать про осеннее небо? (Небо осенью серое, пасмурное, хмурое.) О погоде -А какое предложение можно составить по этой картинке? (Осенью часто идут дожди) О деревьях -А что можно сказать о деревьях? ( Осенью листья на деревьях становятся разноцветными, высыхают и опадают и деревья остаются голыми) -А когда с деревьев ветер срывает листву как можно назвать такое явление? (листопад) О птицах - Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, а зимующие остаются с нами) О животных (Животные готовятся к зиме, заяц и белка меняют окраску шерсти, медведь и ёж впадают в спячку.)
-Молодцы ребята, правильные и красивые предложения составили про осень. - А теперь нам нужно расставить эти картинки по порядку что сначала, что потом. (Выставляют картинки по порядку на мольберте)
-Посмотрите, какая таблица у нас получилась из наших картинок, я предлагаю вам составить по данной таблице рассказ, сначала послушайте какой рассказ составила я, а потом вы мне составите свои рассказы.
- Молодцы ребята, очень интересные рассказы вы составили про осень,
III. Рефлексивно-корригирующий: - Вот мы и выполнили все задания - О каком времени года мы сегодня говорили на занятии? - Чем вам нравится это время года? На доске дерево. Оранжевый – Я молодец! Зеленый – в следующий раз я постараюсь лучше!
- Ну, и на последок Красавица осень дарит вам свои золотые листочки, за ваши умения и старания!