Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своём послании народу
Казахстана «Казахстан-2050» [1], среди
приоритетов работы в сфере образования выделил модернизацию методик образования. Президент отметил что «..знания и профессиональные навыки –
ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки
кадров. Необходимо также уделять
большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего
подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к
современной жизни». А значит, «Нам
предстоит произвести модернизацию методик преподавания и активно развивать
онлайн-системы образования, создавая региональные школьные центры».
То есть чтобы сегодняшние ученики - будущее
Казахстана были адаптированы к современной жизни, от учителя требуется
постоянно развиваться, интенсивно внедрять инновационные методы, решения и
инструменты в отечественную систему образования, в частности дистанционное
обучение и обучение в режиме онлайн. И
самое главное, в учебных планах должно быть больше внедрено программ по
обучению практическим навыкам.
Президент
совершенно прав. Это требование
современности.
Учитель
не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить
способами решения новых задач.
Между
тем, ситуация, возникающая в школе при изучении естественных наук, в частности,
информатики, вызывает тревогу учителей и
родителей. Что мы наблюдаем? К старшим классам большинство учащихся утрачивает
интерес к учёбе или, в лучшем случае, относится к учёбе прохладно. Почему так
происходит?
Как
пишет Н.И. Курдюмов в книге «Педагогическая опупема» [2], «..любое обучение состоит из трёх основ:
1. учебной
массы
2. понимания
слов,
3. постепенности
продвижения.
Это известно из курса
педагогики. А какие препятствия есть в обучении? Препятствий в обучении — тоже три.
Первое
препятствие - отсутствие учебной массы.
Масса — это
что-то материальное. Изображения, предметы, звуки, материальные процессы — всё,
что можно воспринять и пронаблюдать.
Нас
учат считать, перекладывая палочки или яблоки. И правильно делают! Мы видим,
как в массе происходит сложение или вычитание. Эта масса становится умственной
массой. Считая в уме, мы сначала двигаем умственные «костяшки счёт». Постепенно,
в результате тренировки, эти массы усложняются, уменьшаются, сжимаются,
отодвигаются на задний план — создаётся умственный калькулятор.
Второе препятствие - нарушение постепенности
Постепенность
— это цепочка действий, где каждое следующее происходит, благодаря предыдущему.
Это — основа любого реального процесса. Освоение любого предмета, темы, навыка
имеет свою постепенность.
Третье
препятствие - непонятые слова. Бросить учиться
вынуждают именно непонятые, пропущенные слова. Знаки и символы —
тоже «непонятые слова». Особенно много их в математике, физике и химии. Пропуск
слова вызывает непонимание, предмет становится нереальным — то есть, не
близким, не ясным.
Ученик
всегда устраняется от того, что для него не реально. А устраняясь, он пытается
остаться правым — поэтому, ищет оправдания, делает виноватым учителя или сам
предмет».
Прочитав это, я нашёл ответы
на многие вопросы. И решил на уроках информатики соблюдать эти принципы обучения.
Для активизации
познавательной деятельности обучающихся на уроках физики и информатики я создаю
учебную массу, предоставляя учебный
материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Использую презентации, с их помощью можно иллюстрировать материал, а можно
предоставить учащимся возможность самостоятельно изучать, что более значимо. Использую компьютерные игры, которые содержат
развивающий или познавательный материал. Применяю интерактивные программы. Чем больше участия принимает ученик в процессе обучения, тем больше
значимости обретают полученные знания, умения и навыки.
Новым видом подачи материала являются видеоуроки [3]. С помощью видеоуроков я могу наглядно
показать наглядный материал. Потому что когда я создаю видео, у нас намного больше инструментов для того, чтобы
показать всё, что мы хотим объяснить. Для создания видеоуроков я использую
компьютерную программу Camtasia
Studio, бесплатную версию которой можно скачать из Интернета
на сайте http://www.techsmith.com/camtasia.html
[4].
Использование видеоуроков
много преимуществ. Видеоуроки избавляют от
рутины при объяснении материала. Если у учителя уроки в нескольких параллелях
классов, то учитель при объяснении чувствует себя попугаем, повторяющим одно и
то же. Видеоуроки позволяют
автоматизировать эту часть работы учителя.
Ещё один плюс: при использовании видеоурока мы не затянем объяснение
больше запланированного времени на объяснение. Если ученик
пропустил урок и не понял тему, то я предоставляю ему видеоурок для
индивидуального просмотра и изучения Таким образом, я обеспечиваю постепенность
продвижения учащихся в зависимости от их подготовки.
А как проверить всех быстро и качественно и
поставить отметки?
Если задавал – проверяй, не
проверяешь – не задавай! Этот принцип я считаю правильным в вопросе проверки
знаний. Как избежать уравниловки, напрасных убеждений, увещеваний, запугиваний,
искусственных стимулов учащихся? Я нашёл ответ и на этот вопрос в книге
Курдюмова Н.И. «Педагогическая опупема». Как пишет автор, «любая разумная
деятельность имеет свой продукт, который можно выразить в простых цифрах. Представьте: на стенке в классе — страницы
журнала, в виде графика. Ордината — от нуля до пяти, абсцисса — учебные дни.
Всем всё видно. И всё встаёт на свои места!
Тут не скроешься, не
исправишь, бесполезно дёргаться и рассуждать — все оправдания вянут и блекнут,
не успев сотрясти воздух.
«Чего ты выступаешь? График
свой давно не смотрел?»
«Простите, Мариванна, вот когда у меня график
упадёт, тогда кричите на меня, сколько хотите».
Впрочем, ни одному учителю в
трезвом уме не придёт в голову грубить тем, чьи графики выше всех!
Наглядность
показателей творит чудеса. Как-то, в одном швейном цеху установили американские
машинки: сделал операцию — на мониторе сразу высвечивается, сколько денег
заработал. Производительность сразу подскочила вдвое. Никто ни минуты не
рассуждал! Вот это — реальное повышение низких показателей! График показателей — это проявленная
фотография вашей проблемы».
У меня в кабинете постоянно вывешиваются листы с текущими
отметками ученикам. Ученики могут видеть наглядно результаты своей работы на
уроке. Это их стимулирует к эффективной
учёбе.
Как
же эффективно проверить, что усвоили наши учащиеся? Здесь можно использовать старые методы, например
вызывать ученика к доске, говорить, рассказывай, отвечай на вопросы.
Естественно, за отведённые на это 15-20 минут мы не сможем проверить всех
учеников . Если опрашивать фронтально, то довольно трудно объективно оценить
ответы: кто-то подсмотрит, кто-то повторяет то, что сказал другой ученик и т.д.
Писать на уроках информатики тесты на
листочках тоже не очень хорошо в том плане, что эти листочки учителю после
придётся проверять или фронтально - тратить на это время на уроке, или после
урока, тоже затрачивая время . Как же быть?
Я считаю , что наиболее
эффективно использовать на уроках информатики проверку знаний с помощью
компьютерного тестирования. Я вам рекомендую использовать очень хорошую
программу для компьютерного тестирования MyTestX (автор Башлаков Александр Сергеевич [5]). MyTestX отвечает всем самым жестким требованиям в области
возможностей и в то же время пока является свободно распространяемой программой.
Среди возможностей отмечу:
· Мы можем
проверить знания всего класса за считанные минуты.
· Скачать полнофункциональную бесплатную версию
программы для компьютерного тестирования в локальной сети можно на интернет
сайте http://mytest.klyaksa.net .
· Программа
легко настраивается.
· Можно
легко раздать тест по сети с компьютера учителя.
· Можно
защитить тест от несанкционированного доступа.
· Можно ограничить тест по времени.
· Можно
задавать сложность отдельным вопросам.
· Результаты
тестирования с каждого из компьютеров учеников поступают на сервер учителя.
· Каждому тесту задать отдельные параметры, отдельные
критерии отметок, для последующего его удобного использования.
Можно
создавать собственные тесты по любому
предмету, можно найти в Интернете [3,6]
много готовых тестов для программы MyTestX.
Использование
видеоуроков, систем компьютерного тестирования позволяет мне не только
эффективно готовиться к урокам, но и высвободить время, которое можно потратить
с пользой. В 2012 году я создал и раскручиваю свои персональные сайты для
учителей информатики и физики [7,8].
Когда я только
начал работать учителем информатики мне постоянно приходилось разыскивать
необходимую документацию, планы, инструкции, материалы к урокам. Все это
находилось с трудом, и я знал, что тысячи учителей мучаются от этой
проблемы. Вот и появилась идея о том, что бы собрать все в одном месте и
поделиться этим с другими учителями.
Нужен ли
персональный сайт учителю? Я считаю, что нужен. Сайт для меня - средство
общения между людьми со схожими интересами. Благодаря сайтам можно обмениваться
опытом и максимально быстро повышать свой профессиональный уровень. Только
представьте себе, что вы общаетесь не просто со своими односельчанами, а
со многими интересными людьми со всего мира, которые занимаются теми же
вопросами и проблемами, что и Вы. Все это в любое время и при любой погоде.
Было
бы просто великолепно, если бы каждый учитель смог консультировать своих
учащихся у себя на сайте. Например, оставить на нем конспекты уроков,
видеопояснения к заданиям, разбор решений. В дальнейшем я планирую на
своих сайтах консультировать своих учащихся.
Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация
становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные
технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить,
оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного
шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения,
инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача:
научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.
Нам, учителям, нужно постоянно учиться, повышать свой профессиональный
уровень Я думаю, что идеи, изложенные в статье, помогут коллегам готовиться к
урокам и проводить их более эффективно.
|